Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  Зимушка - зима в подготовительной группе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  Зимушка - зима в подготовительной группе.

Тема«Зимушка-зима».

Цель: Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.

». Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги, акварель и кисточки для рисования. Два рыхлых снежка, шарф.

Ход занятия :

Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

- О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).

Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа….

- Ребята, назовите, пожалуйста, приметы зимы. (Ответы детей).

У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.

- Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).

Хорошо, после занятия мы проверим кто из вас прав.

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Правильно, молодцы. А сейчас ребята нашей группы расскажут вам о этих месяцах

Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым одеялом. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными (рассказ детей).

Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. На оконных стеклах мороз рисует причудливые ледяные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят (рассказ детей).

Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем»«ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.

Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета существует у нашего народа.

- Как называют в народе декабрь? (хмурень) (рассказ детей).

- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).

- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

- Отдохнём? (да).

Физкультминутка. (через видео презентацию)

- Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).

Загадки

Холодно зимой зверям. Они, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами?

Показываю картинку зайца.

Кто сладко спит в берлогах. Объясняю детям, что такое берлога.

Показываю картинку медведя.

Они прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом?

Показываю картинку белки.

Ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор?

Показываю картинку лисы.

Бродят по лесу злые и голодные. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. И поэтому они тоскливо воют по ночам. Голод гонит их ближе к жилью. Надеются поживиться телёнком или ягнёнком?

Показываю картинку волка.

- Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

- На кого охотится лиса? (на мышей).

- Что делает медведь? (спит в берлоге).

- Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться домашними животными).

Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко.

Голодно зимой и птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами домов.

- Каких зимующих птиц вы знаете(Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).

Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло и силы перезимовать. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.

Показываю картинки птиц.

- Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).

- Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).

Ребята, а давайте вспомним, какие зимние забавы мы с вами знаем.

- Что можно делать зимой на улице? Выслушиваю ответы детей (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).

Ребята, а вы помните, в начале нашего занятия мы с вами рассматривали два снежных комочка. Один из них мы оставили на плоской тарелочке, а другой – в пластиковом стакане и накрыли его шарфом. Мы оставляли их для того, чтобы посмотреть какой из них растает быстрее. Пришло время проверить.

Давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на тарелке, растаял значительно больше. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.

Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо? Да. Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

- Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

- Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим«Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Давайте подведем итог нашего занятия.

- О чём мы сегодня говорили? (о зиме, о жизни зверей и птиц зимой, о зимних забавах и поставили опыт со снежками).

- Что вам понравилось больше всего? Выслушиваю ответы детей.

Молодцы, наше занятие подошло к концу. Давайте посмотрим выставку картин на тему «Зима».


Автор:  О. Иванова
Источник: