Обучение пересказу по произведению М.М. Примшвина "Золотой луг".

Обучение пересказу по произведению М.М. Примшвина "Золотой луг".

ТемаПересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг»

Программное содержание: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.

Связная речь:

Донести до детей содержание и художественную форму рассказа. Закрепить понимание и специфики жвнра рассказа. Учить пересказывать от третьего лица.

Словарь и граммматика:

Учить подюбирать определения и сравнения.

Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.

Звуковая культура речи:

Упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.

Словарная работа:

Природа, луг золотой, зеленый одуванчик, цветастый, разноцветный, веселый, желтый, белый, пушистый, серебристый, легкий, снежок, смолнышко, дождь, корабль, карамель, парашютик.

Материал к занятию.

Иллюстрации одуванчиков, портрет М. М. Пришвина, смайлики (веселый и грустный)

-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам произведение Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух.

И превратился в пух. (Одуванчик)

-Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

- Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

-А что вы знаете об этом цветке?

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Основная часть:

-Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Сейчас я вам прочитаю его произведение которое называется «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. «Серёжа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили«Очень красиво! Луг - золотой»Золотой луг (рассказ)Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Беседа по вопросам.

- Как называется произведение которое я вам прочитала?

- Как вы думаете это сказка или рассказ)

- Почему вы так считаете? (В нем нет волшебства, все как в жизни)

- О чем этот рассказ (О природе)

- Как автор называет луг? Какой он? (Золотой, зеленый.)

- С чем Пришвин сравнивает одуванчик? Какое описание вам понравилось? (Зачитываю описания)

Читаю повторно рассказ.

Предлагаю детям рассказать самим.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

- Автор сказал про луг – золотой. А какой еще может быть луг? (Цветастый, разноцветный, веселый)

- Ребята, а какой может быть одуванчик? (желтый, белый, пушистый, легкий).

- С чем мы можем сравнить одуванчик? На что еще он похожь? (Как парашютик, как снежок, как снежок, как солнышко).

- Про что еще можно сказать золотойзолотоезолотая? (золотой дождьзолотой лесзолотой куст, поле, небо, осень)

Игра «Скороговорка»

Пошла Поля полоть в поле.

Вез карабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

Сказать нужно медленно и громка, а затем медленно и шепотом.

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “ Золотой луг”)

- Кто написал рассказ(М. М. Пришвин).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Рефлексия

- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.

Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик, а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).


Автор:  О. Иванова
Источник: