Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.

Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.

Во – вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.

Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.

Использование этого метода пропагандировали также классики педагогики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Инновационность данной системы работы:

От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Целью исследовательской деятельности является создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.

Задачи:

*** Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

*** Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

*** Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

*** Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

*** О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

*** О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

*** О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

*** О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

*** О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

*** О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Структура проведения игры – эксперимента:

*** Постановка, формулировка познавательной задачи.

*** Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

***Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.

*** Проверка гипотезы.

*** Проверка итогов, вывод.

*** Фиксация результатов.

*** Вопросы детей.

Предполагаемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования: показатели развития детей в соответствии с возрастом:

Дети младшего дошкольного возраста:

• Проявляют познавательный интерес к играм – экспериментам.

• Способны самостоятельно обследовать предметы с помощью известных и новых способов и делать перенос в новые ситуации.

• Стремятся экспериментировать с объектами неживой природы.

• Предпринимают попытку устанавливать элементарные зависимости между объектами природы.

• Эмоционально адекватно реагируют на результат своей деятельности и сверстников.

Дети старшего дошкольного возраста:

• Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно – следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

• Стремятся к участию в экспериментировании, проявляя активность на протяжении всей деятельности.

• С желанием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, пытаются организовать самостоятельно.

• Испытывают удовлетворение от положительного результата в совместной деятельности.

• Устанавливают существенные связи между живыми объектами природы, их основными потребностями роста и развития, приспособление к среде обитания, размножение.

• Фиксируют результаты своей деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда

по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини - лаборатории способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Живая природа

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

2.

Растения

Как развивается растение?

Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

3.

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

4.

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Неживая природа

Емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

3.

Снег

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

4.

Воздух

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды.

5.

Песок, глина.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

6.

Песок, глина.

Где вода?

Определить, что песок и глина по – разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Физические явления

Свет

Свет вокруг нас

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д.). Несколько предметов, которые не дают света.

Человек

Рукотворный мир. Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность,

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм описания свойства материала.

3.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Перспективное планирование

познавательно-исследовательской

деятельности в старшей группе

Живая природа

1.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

2.

Растение

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

3.

Растение

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.

4.

Растение

В тепле и в холоде.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).

5.

Животные

Как устроены перья у птиц?

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок «молния», свеча, волос, пинцет.

6.

Животные

Дышат ли рыбы?

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля.

Неживая природа

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

(«Умная галка»)

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

2.

Вода

Откуда берётся вода?

(Дождик).

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

3.

Воздух

Ветер в комнате («Живая змейка»).

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

4.

Воздух

Подводная лодка.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Физическое явление

Человек

Глаза человека

Наши помощники – глаза.

Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

Рукотворный мир

Мир ткани

Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон, ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Живая природа

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

2.

Растения

Бережливые растения

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и в саване

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

3.

Природные зоны

Почему в тундре всегда сыро?

Объяснить некоторые особенности природно – климатических зон Земли.

Ёмкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце – Земля».

4.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

5.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков, нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Физические явления. Человек. Рукотворный мир.

Мир металлов

1.

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь). Сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Использовать знания, полученные в ходе исследований.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.

2.

Часы

Мир часов

Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы.

Картон, фломастеры, проволока, ножницы.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«Её Величество – вода»

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

РазвивающиеРазвивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: лед, сахар, песок, вода, молоко, мисочки, ложки, баночки, воронки, вата, кисточки и краски.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия:

С голубого ручейка,

Начинается река.

А занятие начинается – с улыбки.

1 часть.

- А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Бежит, бежит, не выбежит,

Течет, течет, не вытечет (вода)

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …. (воды)

- О чем все эти загадки? (о воде)

- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.

Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять.

- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?

1. Вода – это жидкость.

2. Вода не имеет собственной формы.

3. У воды нет вкуса и запаха.

- Сегодня я на занятие пригласила интересную гостью.

- Дети, встречайте (Входит Капелька)

Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!

Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?

- Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.

Я предлагаю поиграть в игру«Кому нужна вода?»

- Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?

Игра«Вода в жизни человека».

2 часть.

- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.

(Присаживаемся за столы.)

1 опыт.

_ Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.

- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.

- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился).

- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? (Речной песок в воде не растворился.)

- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились(Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)

- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

2 опыт.

- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)

- Что вы почувствовали? (Холод)

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

(чем-то мокрым, холодным, льдом).

- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

(Лед начинает таять, лед превращается в воду)

- Так что же такое лед? (Лед – это вода в твердом состоянии)

- В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии)

- Возьмите салфеточки и протрите руки.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо»

- Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос:

Вода – это хорошо. Почему? Или

Вода – это плохо. Почему?

3 опыт.

- А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.

- Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.

- Положите в оба стаканчика по камешку.

- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?

(В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден).

- Как вы думаете, почему? (В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная).

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода прозрачная, бесцветная)

- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.

- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.

- Изменила вода свой цвет или нет? (да)

- Какого цвета стала вода у ….?

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой цвет).

- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.

- Капелька, что это у тебя?

Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.

- Ребята, а нам можно пить такую воду пить? (НЕЛЬЗЯ)

Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.

Капелька: Что же мне делать? Может, вы мне посоветуете?

- Ребята, поможем Капельке очиститься?

- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.

- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.

- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.

- Что мы видим? (вода очищается)

- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистая, прозрачная)

- Куда делась грязь? (вся грязь осталась на фильтре)

- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.

- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?

(Вода может растворять одни вещества, а другие нет).

Вода прозрачная.

Вода может менять свой цвет.

Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

(Воду можно очистить с помощью фильтра).

Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.

- Спасибо, тебе Капелька! До свидания!

- Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:

В природе путешествует вода.

Она не исчезнет никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда,

Эта волшебница – наша вода.


Автор:  Н. Парадеева
Источник: