Весна в красках и музыке. Интегрированное занятие. Подготовительная группа.

Весна в красках и музыке. Интегрированное занятие. Подготовительная группа.

Цель: воспитывать интерес и любовь к родной природе,языку,культуре и искусству.

Задачи:- расширить словарный запас, активизируя в речи прилагательные;

- расширить представления о разных видах искусства;

- обогатить навыки в художественно- прикладном виде деятельности

(рисование в нетрадиционной технике);

- закрепить знание цветовых оттенков;

- способствовать активизации восприятия музыки у детей;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать любовь к классической музыке и живописи.

Материал: белые доски для работы с пластилином, стаканчики с водой, стаканчик с кефиром, широкие кисти, салфетки для промакивания кистей, гуашевые краски, листы бумаги по размеру досок, презентация картин русских художников с музыкальным сопровождением-П,И, Чайковский. Альбом "Времена года".http://www/myshadred.ru/slide/941/490/

Дети входят в зал под музыку А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"и становятся полукругом.

Весна в красках и музыке…

Воспитатель:- Ребята, наконец-то наступила весна. Мы можем описать её словами, можем нарисовать на бумаге, на холсте. А что ж музыка? Можно ли с помощью всего 7 нот передать те чувства, которые мы испытываем, когда приходит весна: радость, восторг, торжество, волнение? Конечно можно, ведь музыка, как и другие виды искусства, пробуждает у людей различные чувства, создает и передает настроение.

Все виды искусства взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Сегодня, на нашем необычном занятии мы увидим, как с помощью поэзии, живописи и музыки, можно воспеть красоту весны.

Звучит фрагмент пьесы К. Синдинга "Шелест весны" в аудиозаписи.

Дети читают стихи.

1 ребенок:

Ожила вокруг природа,

Пробудилась от сна.

С голубого небосвода,

С солнцем к нам пришла весна!

2 ребенок:

Ветерком дохнула чистым,

Пыль с дороги убрала,

Брызнув дождиком искристым

Не закончила дела.

3 ребенок:

Подарив весенней краски

Всей листве во всех лесах,

Распустилась,словно в сказке,

В звонких птичьих голосах.

4 ребенок:

Чтобы стало веселей,

Позовем весну скорей.

Хороводом мы пойдем

И весняночку споем!

Хоровод "Весна-озорница".Музыка: Роот, слова: Роот.

Дети садятся на стулья.

Под музыку А. К. Глазунова "Весна" входит девочка- Весна.

Весна:- Здравствуйте! Я Весна- красна.

Бужу всех ото сна. Как хорошо в Крыму здесь жить,

Весенним денёчком друзей удивить!

Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю,посевы поливаю.

Чтоб природа расцвела, я цветы вам принесла!

Весна раздает девочкам цветы. Танец с цветами.

Воспитатель:- Ребята, сколько месяцев весны вы знаете?

Ответы детей:-Март, апрель май.

Весна:- Первый- март, второй- апрель, третий-май, конечно!

Каждый месяц- это брат,это брат мой вешний!

Выходит мальчик-Март.

Март:- В марте тает рыхлый снег, скользкая дорога.

Приготовились к весне мы с тобой задолго.

Воспитатель:- Прежде, чем продолжить занятие,скажите,как называется человек, который сочиняет музыку?

Дети:- Композитор.

Воспитатель:-Верно, композитор. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал много прекрасных произведений, в том числе,музыкальный альбом "Времена года". Этот альбом состоит из 12 музыкальных пьес, по одной на каждый месяц года. И. конечно три пьесы посвящены трём весенним месяцам.

Первая пьеса о месяце марте называется "Песня жаворонка".Сейчас мы услышим эту музыку и увидим картины русских художников, где изображён март. Обратите на цвета начала весны.

Звучит музыка П. И. Чайковского. На мультимедийном экране

демонстрируются картины.

Воспитатель:- Поле зыблется снегами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

(А. Майков)

Посмотрите, снег ещё по- зимнему глубокий и по- зимнему холодное светло- голубое небо, и синие тени в сумерках на снегу, но уже появились первые проталины;.тающий снег рыхлый и тяжёлый, он сползает пластинами с нагревшихся на солнце крыш; мокрой, тёмной лентой протянулась в снегах раскисшая дорога; тает лед на реках, и журчат, журчат весенние ручьи; высоко в небе парит жаворонок, он поёт о том, что дни зимы сочтены и о том, что все так соскучились по зимнему теплу.

Ребята, вы знаете, что цвета делятся на тёплые и холодные. Посмотрите. какую палитру принес нам март?

Дети рассматривают палитру.

- Какое в марте небо? (Светло- голубое);

- Какой снег в сумерках? (Светло- синий);

- Какого цвета бывает туман на закате? (Светло- сиреневый);

- Какого цвета раннее утро на море? (Светло- бирюзовое);

- А прошлогодняя трава,появившаяся из-под снега? (Блёкло-зеленая, жёлто-

зеленая);

- А подтаявший снег? (Грязно- белый, светло коричневый).

- Какими словами мы можем описать месяц март?

Дети:- Грязный, холодный, скучный,снежный,грустный, печальный, блёклый.

- Встречаем второй месяц весны!

Выходит мальчик-Апрель

Апрель:Сняли валенки вчера, сапоги надели,

Потому, что со двора слышатся капели.

Воспитатель:- Апрельскую композицию Пётр Ильич назвал "Подснежник".

Ребенок: В лесу, где берёзки стояли гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:- я вижу погода тиха и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Звучит музыка, воспитатель комментирует картины.

Воспитатель:Голубенький чистый подснежник -цветок,

А рядом последний сквозистый снежок.

Последние слёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином.

А. Майков)

Смотрите, последние островки грязного рыхлого снега; птичьи стаи потянулись с юга по уже ярко- голубому небу; верба распушила свои серёжки; яркое небо отражается в воде;из-под жухлой прошлогодней травы появилась нежно-зеленая поросль;первые нежные листочки шелестят на апрельском ветру; тихи и спокойны воды рек и озёр;тает снег, реки разлились. деревья в воде похожи на людей, пытающихся перейти реку вброд; люди выходят на берега рек просто, чтобы погреться на весеннем солнце; стада коров и коз вышли на первый выпас, полакомиться сочной уже травой, а пастушок, созывая их домой, наигрывает что-то весёлое на своей свирели.

Какую палитру подарил нам апрель?

Ответы детей:

- ярко- голубой - небо;

- розовый - цветущие деревья (персик и абрикос);

- светло- зеленый - первые листочки;

- жёлтый - нарциссы;

- красный - тюльпаны;

- сиреневый - гиацинты.

Воспитатель:- А какие слова вы скажете об апреле?

Дети: голубой, тёплый, цветущий, солнечный, звонкий.

Воспитатель:- Я думаю, что из всех весенних месяцев май любят больше всего, потому что за ним следом идет наше любимое лето, о чем говорят пословицы.

Дети:

1. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

2. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Воспитатель:-Май в народе называют "травник", потому что такой высокой и сочной травы нет ни в одном другом месяце года. Ещё его называют "цветень", так как в мае цветет очень много растений.

Весна сегодня подарила нам много прекрасных цветов, давайте и мы подарим ей цветы.

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

Воспитатель:- Прежде, чем мы увидим картины, на которых изображён май, я хочу вам что-то рассказать. Дело в том, что в конце мая на севере России наступают белые ночи: солнце не полностью заходит за горизонт, и ночи такие светлые, как у нас день в пасмурную погоду. Это очень красивое и необычное явление. Именно поэтому, Пётр Ильич назвал музыкальную пьесу, посвящённую месяцу маю "Белые ночи".

Смотрите внимательно, какие цвета подарит нам май.

Под музыку П. И. Чайковского демонстрируются картины русских художников.

Воспитатель: Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как чист и свеж твой вылетает май!

(А. Фет)

Сколько синевы в небе и воде, сколько буйной зелени; земля уже такая теплая, что хочется пробежаться по ней босиком; белые цветы земляники в высокой траве, всё гуще листва на деревьях, и яблони в цвету - такое чудо! - как будто бело- розовые облака опустились на землю и окутали ещё вчера голые ветви; деревья в белом убранстве отражаются в спокойной воде озёр, и, трудно понять, где дерево, а где его отражение; первые майские грозы, когда внезапно начавшийся дождь так же внезапно заканчивается, и небо снова чисто, и солнечные пятна на густой траве, и,словно умытые после дождя деревья; тяжёлая зимняя одежда давно убрана, и как приятно в легком летнем платье пробежаться по высокой траве среди цветущих деревьев; в воздухе разносится благоухание сирени, её тяжёлые кисти - белые, розовые,сиреневые,лиловые - свисают с ветвей, словно грозди спелого винограда; белая ночь, когда так трудно заснуть, и яркое, ослепительное, солнечное утро, будто ведущее нас в уже такое близкое, близкое лето.

А вот и палитра от мая. Что же он принес нам? Какие цвета?

Дети:

- ярко- синее небо;

- тёмно- зеленые листья и траву;

- ярко - желтые одуванчики;

- красные маки;

- фиолетовая сирень;

- бело- розовые цветы яблонь;

- разноцветные розы.

Воспитатель:- А какие слова вы скажете последнему весеннему месяцу?

Дети: яркий, солнечный, ароматный, цветущий, разноцветный.

Воспитатель:-Вот она - последняя весенняя палитра. И мир вокруг нас засиял и заискрился разноцветными красками.

Танец - игра "Разноцветная игра".Музыка: Б. Савельев,слова:Л. Рубальская.

Воспитатель:- Ребята, некоторые композиторы обладают особенным даром - "цветослухом",при котором каждый звук видится в своём цвете. Этим даром были наделены русские композиторы Николай Андреевич Римский - Корсаков и Александр Николаевич Скрябин.

Музыкальный руководитель проигрывает ноты, воспитатель демонстрирует цвет карточки.

Воспитатель:- звук "до" - белый;

- звук "ре" - ярко - желтый;;

- звук "ми" - синий;

- звук "фа" - красный;

- звук "соль" - оранжевый;

- звук "ля" - зеленый;

- звук "си" - голубой.

Когда звучат одновременно несколько звуков, они сливаются в необыкновенную палитру красок.

Вы слушали сегодня прекрасную музыку. Хотели бы вы её нарисовать? Тогда слушайте музыку внимательно, прислушайтесь к себе: какие чувства и образы вызывает у вас музыка, какими цветами вы хотели бы её изобразить. Закройте глаза, попробуйте увидеть музыку, чтобы запечатлеть её в необычных картинах.

Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

   

Рисование

1. Нанести на доску кефир ровным толстым слоем.

2. Промыть и обсушить кисть.

3. Нанести краски.

4. После нанесения одного цвета кисть промыть и обсушить.

5. На рисунок накладываем бумагу так, чтобы края листа и доски совпадали.

6. Разгладить лист руками.

7. Снять лист с доски.

Воспитатель:- Какие необыкновенные картины!Посмотрите каждый на свой рисунок, что вы видите? (Анализ работ).

Из ваших работ мы обязательно устроим выставку, чтобы все могли полюбоваться на музыку в красках.

Ребята, сегодня мы использовали музыку в сочетании с другими видами искусства: поэзией, хореографией, живописью, но есть еще один вид искусства, который трудно себе представить без музыкального сопровождения - это кино. И, поскольку, занятие у нас необычное, то и фильм будет необычный - в нём вы увидите, как тает снег, лопаются на деревьях почки, появляются листья и распускаются цветы, как весна приходит в наш любимый Крым.

Демонстрируется ролик.

Воспитатель:- Вот какая яркая,красивая, цветущая весна в Крыму. Какие красивые цветы она нам дарит. Давайте сделаем нашим гостям подарок, необычный, песенный букет цветов.

Песня "Где мы взяли краски".Музыка:В Филатов, слова:В Семернин