Маленькая энциклопедия капризов

Маленькая энциклопедия капризов

Причин капризничать и упрямствовать у детей предостаточ­но. Назовем наиболее типичные из них, а также порекомендуем некоторые способы разрешения и предупреждения ситуаций, ими вызываемых.

Причина                                                              Действия взрослых

1. Неудовлетворённость повседневных нужд и потребностей       

ü    Накормить, напоить, уложить спать ребенка, переодеть его в удобную одежду, оказать ему медицинскую помощь, просто проветрить помещение.

ü    Стараться соблюдать режим дня.

2. Раннее детство – критическая пора

Границы возраста от 1 года до 3 лет совпадают с двумя возрастными кризисами, главные мотивы которых - обретение малышом независимости и самостоятельности, кризисами 1 года и 3 лет. Капризность и упрямство - спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это относится к детям раннего возраста. Внутренняя кризисность, психологическая противоречивости возраста - глубинные причины негативных поведенческих проявлений малыша.                           

ü    Принять как должное возрастной негативизм малыша; понять, что ребенок раннего возраста уже не младенец, «при­вязанный» к определенному месту и ро­дительским рукам; признать его право на самостоятельность.

ü    Поощрять позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправ­ленно создавать условия для них; поло­жительной оценкой закреплять каждое, даже самое небольшое достижение ре­бенка (невнимание взрослых к его само­стоятельным свершениям также может вызывать капризы).

ü    Строить деловое сотрудничество с ребенком, в ходе которого он сможет вы­полнять те или иные самостоятельные функции.

ü    Избегать навязывания помощи, предлагать и оказывать ее деликатно или в ответ на непосредственный запрос ре­бенка; дозировать собственное руковод­ство деятельностью ребенка, рассматри­вать его сопротивление не как беспри­чинное упрямство, а как начало самосто­ятельного действия.

ü    Запрещать только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка и окружаю­щих, противоречит общепринятым нор­мам или выходит за рамки возможного; обязательно объяснять причины запретов.

ü    Полностью исключить оскорбление достоинства ребенка, которое в любом критическом возрасте переживается осо­бенно болезненно и нередко оборачива­ется еще большей неуправляемостью, ка­призностью, агрессивностью.

3. Манипулирование взрослым

ü    В режиме манипулирования взрослым он привык жить с первых месяцев жизни. Своим криком и плачем младенец стихийно управляет поведением мамы, заставляя ее вовремя покормить себя, переодеть, убаюкать и т.п. И это по-своему очень важно, не только потому, что ребенок «помогает» взрослому в оперативном уходе за собой. Неосознанно управляя поведением другого человека, он со временем научаете управлять и собственным поведением. Однако такое «манипулирование» уместно примерно до наступления 1 года, после чего его место призваны занять иные формы я ведения.     Попытаться разобраться, что же хо­чет сказать своими капризами ребенок; относиться к ним избирательно - в зави­симости от значимости причин, которые вызывают их; реагировать не на капризы, а на их причины.

ü Не допускать превращения капризов в капризность; игнорировать попытки ма­нипулирования собой; уважать себя - особенно в глазах ребенка: заменой раз­дражению и гневу должна стать хладно­кровная демонстрация позиции.

ü Помнить, что и безграничное потака­ние, и постоянные ограничения ведут к од­ному и тому же - капризам и упрямству.

ü Вносить в привычные формы кон­такта с ребенком элементы новизны и не­ожиданности.

 

4. «Выяснение отношений» и потребность в общении

ü Очень часто дети капризнича­ют, чтобы завоевать внимание взрослых. Каприз - это своего рода проверка на прочность родительского отношения к ребёнку, средство получения новых подтверждений родительской любви. «Вы любите меня «беленьким», ну... а «черненьким»? И я «чернею» - - начинаю капризничать». Ребенок, конечно, по-своему уверен, что родители его любят. Новые доказательства любви нужны емy лишь для того, чтобы распознать: есть ли у нее граница?    Учитывать, что «выяснение отноше­ний» с близким взрослым является есте­ственной потребностью ребенка, для удовлетворения которой мало одних слов, - необходимо содержательно насы­щенное деловое общение, где старший по­может ребенку «удостовериться» в своей значимости не только для него, взросло­го, но и для самого себя.

ü Поддерживать детскую потребность в общении со взрослым, помня, что его дефицит или излишняя формализация оборачивается теми же капризами.

ü Стремиться превратить любое дет­ское занятие в повод для общения с ре­бенком, постоянно удерживая главную цель - воспитание у ребенка самостоя­тельности, которой он впервые по-насто­ящему заявляет о себе как о личности

Автор:  Лабуткина Т.В.